Исследование влияния динамических препятствий на эффективность методов локализации в автономных мобильных роботах
Ключевые слова:
автономные мобильные роботы, локализация, динамические препятствия, SLAM, фильтр частиц, graph-based методы, сенсорное слияниеАннотация
Динамические препятствия представляют собой значительную проблему в области автономной мобильной робототехники, поскольку они могут существенно повлиять на точность и надежность методов локализации. Данное исследование направлено на изучение влияния различных типов динамических препятствий на эффективность алгоритмов локализации в сложных средах. В данной работе были использованы симуляционные среды Gazebo и Webots для моделирования поведения автономных мобильных роботов в присутствии динамических препятствий различной природы, таких как движущиеся объекты, пешеходы и другие роботы. Исследовались алгоритмы локализации, основанные на фильтрах частиц (particle filters), расширенном фильтре Калмана (EKF) и graph-based методах. Эксперименты проводились в 5 различных сценариях, варьирующих по количеству и типу динамических препятствий. Оценка точности локализации производилась путем сравнения оцененной траектории робота с ground truth данными, полученными из симуляционной среды. Использовались метрики абсолютной траекторной ошибки (ATE) и относительной позиционной ошибки (RPE). Результаты экспериментов показали, что наличие динамических препятствий приводит к значительному снижению точности локализации для всех исследованных алгоритмов. Так, в сценариях с высокой плотностью движущихся объектов средняя ATE ошибка для методов на основе фильтра частиц возросла на 38.5% по сравнению со статической средой, а для graph-based подходов - на 29.3%. Использование дополнительной сенсорной информации, такой как данные лидаров и камер глубины, позволило частично компенсировать негативный эффект динамических помех и повысить точность локализации в среднем на 14.7%. Тем не менее ни один из рассмотренных алгоритмов не продемонстрировал полной робастности к динамике среды.
Библиографические ссылки
Алхалили А.С., Лукьянов Е.А. Управление движением колесного мобильного робота на основе имитационного моделирования // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2022. № 8. С. 112-121.
Баженов Е.И., Мокрушин С.А., Охапкин С.И. Анализ и выбор принципа построения системы ориентации мобильного робота // Системы управления и информационные технологии. 2021. №2(84). С. 27-30.
Дас Н.Ч., Скакун А.Д., Зим З.Х., Уддин Р. Алгоритм планирования траектории мобильного робота // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. 2021. Т. 1. С. 228-231.
Звонарев И.С., Караваев Ю.Л. Анализ систем управления мобильных роботов с элементами интеллектуальногоуправления // Выставка инноваций – 2021: мат. XXXII Респуб. выст.-сесс. студ. инновац. пр. Ижевск, 2021. С. 62-67.
Карпасюк И.В. Модификация метода потенциалов для поиска путей на взвешенном графе // Технические средства систем управления и связи – International Scientific Forum on Control and Engineering: мат. V Междунар. конф. «Информационные технологии и технические средства управления» (ICCT-2021), 14-й Междунар. конф. «Акустооптические и радиолокационные методы измерений и обработки информации» (ARMIMP-2021). Астрахань, 2021. С. 248-250.
Лапшинов С.А., Шахнов В.А., Юдин А.В. Направления интеллектуализации управления движением мобильного робота // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2021. Т. 23. № 1. С. 50-62.
Страшнов Е.В., Торгашев М.А. Моделирование движения колесных роботов по ровной поверхности в системах виртуального окружения // Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн: мат. VI Междунар науч-прак. конф. Тюмень, 2020. С. 149-154.
Федоров В.М., Шарлай А.С. Обзор известных методов построения системы навигации для реализации возможности автономного перемещения мобильных роботов в среде с препятствиями // Информационные технологии в современном инженерном образовании: мат. межвуз. науч.-прак. конф. СПб, 2020. С. 241-245.
Хоанг Д.Т., Пыркин А.А. Траекторное управление мобильным роботом в условиях неопределенности // Изв. вузов. Приборостроение. 2021. Т. 64. № 8. С. 608-619.
Яковлев Д.С., Тачков А.А. Вероятность столкновения автономного мобильного робота с препятствием // Мехатроника, автоматизация, управление. 2021. Т. 22. № 3. С. 125-133.
Katrakazas C. Real-time motion planning methods for autonomous on-road driving: State-of-the-art and future research directions //Transportation Research Part C: Emerging Technologies. 2015. Т. 60. С. 416-442.
Lim C.W., Yong L.S., Ang M.H. Hybrid of global path planning and local navigation implemented on a mobile robot in indoor environment // Proceedings of the IEEE International Symposium on Intelligent Control (ISIC). Vancouver, Canada. 2002. рp. 821-826.
Litman T. Autonomous vehicle implementation predictions: Implications for transport planning. 2020.
Liu V. Methods of path planning in an environment with obstacles (review) // Mathematics and mathematical modeling: a network scientific publication. M.: MGTU. 2018. № 1. рp. 15-58.
Suganuma N., Yamamto D., Yoneda K. Localization for autonomous vehicle on urban roads //Journal of Advanced Control, Automation and Robotics. 2015. T. 1. № 1. C. 47-53.
Zhenyu W., Lin F. Obstacle prediction-based dynamic path planning for a mobile robot // International Journal of Advancements in Computing Technology. 2012. Vol. 4. No. 3. рp. 118-124.