Анализ потенциала и ограничений использования технологии цифровых двойников в оптимизации цепочек поставок в секторе розничной торговли

Авторы

  • Сергей Владимирович Глинянов Федеральный центр подготовки спортивного резерва

Ключевые слова:

цифровые двойники, цепочки поставок, розничная торговля, устойчивое развитие, Индустрия 4.0, имитационное моделирование, стохастическая оптимизация

Аннотация

В современных условиях стремительного развития цифровых технологий и глобализации экономики розничная торговля сталкивается с беспрецедентными вызовами, связанными с оптимизацией цепочек поставок. Одним из перспективных направлений в решении данной проблемы является использование технологии цифровых двойников (ЦД). Настоящее исследование направлено на всесторонний анализ потенциала и ограничений применения ЦД в сфере розничной торговли с целью повышения эффективности и устойчивости цепочек поставок. Методология исследования базируется на комплексном подходе, включающем систематический обзор научной литературы, экспертные интервью с представителями ведущих компаний розничной торговли (n=15), а также эконометрическое моделирование с использованием панельных данных по 50 странам за период 2015-2023 гг. Для оценки потенциального экономического эффекта от внедрения ЦД применялись методы имитационного моделирования (агентное моделирование) и стохастической оптимизации. Результаты исследования показывают, что использование ЦД позволяет снизить операционные издержки розничных компаний в среднем на 12,5% (95% ДИ: 10,2-14,8%), повысить уровень удовлетворенности клиентов на 18,3% (95% ДИ: 15,6-21,0%) и сократить углеродный след цепочек поставок на 9,7% (95% ДИ: 7,5-11,9%). При этом ключевыми ограничивающими факторами выступают высокие начальные инвестиции, дефицит квалифицированных кадров и проблемы интеграции с унаследованными ИТ-системами. Научная новизна исследования заключается в развитии методологии оценки экономических и экологических эффектов от применения ЦД в цепочках поставок, а также в выявлении специфических особенностей и барьеров использования данной технологии в розничной торговле. Полученные результаты могут быть использованы для обоснования инвестиционных решений и разработки стратегий цифровой трансформации компаний розничного сектора.

Библиографические ссылки

Абдрахманова Г.И., Быховский К.Б., Веселитская Н.Н., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (13-30 апреля 2021 г., Москва). М.: ИД ВШЭ, 2021.

Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. Цифровая экономика: кр. стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 124 с.

Абрамов В.И., Бобоев Д.С., Гильманов Т.Д., Семенков K.O. Теоретические и практические аспекты создания цифрового двойника компании // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 2. С. 967-980.

Анищенко А.Н. Цифровая экономика XXI века и АПК: взгляд с позиций развитых и развивающихся стран // Проблемы рыночной экономики. 2019. C. 28-38.

Гладилина И.П., Акжигитова Н.В. Современные стратегии управления закупочной деятельностью и цифро-визация закупок: монография. М.: КноРус, 2019. 72 с.

Жуковская И. Ф., Яресь О. Б., Ермилова А. О. Трансформация ритейла в условиях COVID-19 // Проблемы теории и практики управления. 2021. № 4. С. 210-225.

Киселева А.Л. Влияние пандемии COVID-19 на формирование и развитие хозяйственных связей в предпринимательской системе (на примере ЗАО «ВКЗ-М») // Маркетинг и логистика. 2020. № 5(31). С. 39-51.

Магомедов А. М. Проблемы развития дистанционной торговли при пандемии COVID-19 // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 8(104). С. 59-68.

Науменко А. И., Шаповалова А. В. Мировые тренды цифровой трансформации розничной торговли в период коронакризиса // Сибирская финансовая школа. 2021. № 1(141). С. 74-87.

Прохоров А., Лысачев М. Цифровой двойник. анализ, тренды, мировой опыт. М.: АльянсПринт, 2020. 401 с.

Проценко И.О., Лайков Д.В. Эффективность внедрения 8ЯМ в закупочной деятельности предприятия // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 1(3). С. 59-74.

Спицына Л. Ю., Грибанова Е.Б., Спицын В.В. Цифровой капитал российских предприятий: тенденции развития в условиях цифровизации экономии и пандемии коронавируса // Вестник университета. 2022. № 2. С. 160-169.

Стырин Е.М., Родионова Ю.Д. Единая информационная система в сфере закупок как государственная цифровая платформа: современное состояние и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 49-70.

Ткач В.В. Направленность создания цифровых двойников процессов в цепях поставок в сфере коммерческой деятельности // Логистика – евразийский мост: мат-лы XVII Междунар. науч.-практ. конф. (27-30 апреля 2022 г., Красноярск). Ч. 1. Красноярск: РИЦ КрасГАУ, 2022. С. 289-293.

Чернухина Г.Н., Храмова А.В. Перспективы развития иммерсивных технологий как современных инструментов электронной коммерции // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 11. С. 226-241.

Шульженко Т.Г., Яковлева Д.О. Экономическое обоснование стратегий развития цифровой логистической инфраструктуры в цепях поставок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2(134). С. 85-93.

Herhausen D., Emrich O., Grewal D., Kipfelsberger P., Schoegel M. Face forward: How employees' digital presence on service websites affects customer perceptions of website and employee service quality // Journal of marketing research. 2020. Vol. 57. № 5. рр. 917-936.

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

Глинянов, С. В. (2024). Анализ потенциала и ограничений использования технологии цифровых двойников в оптимизации цепочек поставок в секторе розничной торговли. Хлебопечение России, 68(2), 127–135. извлечено от https://hbreview.ru/index.php/hb/article/view/53

Выпуск

Раздел

МАРКЕТИНГ И ФИНАНСЫ

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.